ШИЗОФРЕНИЯ ЭПИЛЕПСИЯ ДЕПРЕССИЯ СТАРЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ
СЕЗОННЫЕ ДЕПРЕССИИ ПАНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО СОЦИАЛЬНАЯ ФОБИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО
АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ
В этом разделе описаны психические расстройства, характерные для детского возраста. Эта группа заболеваний довольно обширна и мы постарались представить только наиболее распространенные и актуальные виды патологии. В их число включены:

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Другое определение, используемое, в основном, в зарубежной психиатрии, выделяет три основных критерия умственной отсталости:
  1. Уровень интелекта ниже, чем 70.
  2. Наличие существенных нарушений в двух и более сферах социальной адаптации.
  3. Указанное состояние наблюдается с детского возраста.

Каковы симптомы умственной отсталости?
Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с умственной отсталостью беден, речь - с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения. В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие высших эмоций (эстетические, нравственные эмоции и интересы). Поведение таких детей характеризуется отсутствием устойчивых мотиваций, зависимостью от внешней обстановки, случайных воздействий среды, недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений. Для людей с умственной отсталостью также весьма характерна сниженная способность прогнозировать последствия своих поступков.
Различают несколько степеней умственной отсталости:
Легкая умственная отсталость (IQ=50-70). Дети с этой степенью отсталости обычно обучаемы. В течение дошкольного периода у них могут быть достаточно развиты навыки общения, а отставание в развитии сенсорной и двигательной сферы может быть выражено в минимальной степени. Именно поэтому они не слишком отличаются от здоровых детей до наступления более поздних возрастных периодов. В течение школьного возраста они могут при надлежащих усилиях со стороны родителей и педагогов освоить программу до 5-го класса включительно. Становясь взрослыми, они могут осовить социальные и профессионально-технические навыки, достаточные для достижения минимальной независимости, но всегда будут нуждаться в руководстве и помощи в сложных социальных или экономических ситуациях.
Умеренная умственная отсталость (IQ=35-49). При этом виде умственной отсталости возможно обучение некоторым навыкам. В дошкольном возрасте они могут научиться некоторым речевым или другим коммуникативным навыкам. Более сложные социальные навыки у них почти не развиваются. В связи с этим а также из-за недостаточного развития двигательной сферы, их можно обучить низквалифицированным видам труда, причем работать они могуть только в специально приспособленных условиях. Их можно обучить также навыкам самообслуживания. В повседневной жизни они нуждаются в наблюдении и руководстве.
Тяжелая умственная отсталость. (IQ=20-34) Дети с этой степенью умственной отсталости отличаются резким недоразвитием не только интеллектуальной, но и двигательной сферы. У них практически отсутствует речь, и они неспособны к обучению и воспитанию в дошкольном возрасте. В более старшем возрастном периоде их можно обучить нескольким словам или другим несложным способам коммуникации. Им также могут оказаться доступны некоторые элементарные гигиенические привычки. Во взрослом возрасте они способны выполнять некоторые элементы самообслуживания при контроле со стороны.
Глубокая умственная отсталость (IQ менее 20). При этой степени олигофрении возможно минимальное развитие сенсорных и двигательных функций. Больные с этим уровнем умственной отсталости нуждаются в постоянном постороннем уходе в течение всей жизни. Они не обучаемы, у них отсутствует речь и узнавание объектов (например, родителей или ухаживающих лиц).
У детей с умственной отсталостью чаще, чем у здоровых встречаются разнообразные поведенческие нарушения. Вероятность их развития тем больше, чем глубже степень отсталости.

Как часто встречается умственная отсталость?
Согласно общепринятой оценке, умственной отсталостью страдает приблизительно 2,5 - 3 % всего населения. По данным, опубликованным в начале 90-х годов, в мире насчитывалось около 7,5 миллионов людей с умственной отсталостью. Несомненно, на сегодняшний день эти цифры значительно выше. При этом лишь у 13% из этого числа умственная отсталость достигает степени более выраженной, чем легкая умственная отсталость .

Каковы причины умственной отсталости?
Олигофрения может быть вызвана любым фактором, который оказывает повреждающее воздействие на развитие мозга в течение внутриутробного периода, во время родов или в первые годы жизни. К настоящему времени обнаружено уже более сотни вероятных причин умственной отсталости, на несмотря на это у трети людей с этим состоянием его причина остается неясной. Большинство случаев умственной отсталости бывает вызвано тремя основными причинами, а именно: синдром Дауна, эмбриональный алкогольный синдром и хромосомная патология в виде так называемой "хрупкой икс-хромосомы". Все причины умственной отсталости можно разделить на следующие группы:

  • Генетическая и хромосомная патология
  • Патология беременности, например вследствие приема алкоголя или наркотиков беременной матерью, ее недоедания, инфицирования краснухой, ВИЧ-инфекцией, некоторыми вирусными инфекциями, а также многих других болезней матери в течение беременности.
  • Патологические роды, приведшие к повреждению головного мозга младенца.
  • Тяжелые заболевания центральной нервной системы в течение первых трех лет жизни ребенка, например мозговые инфекции - менингит и энцефалит, интоксикации нейротропными ядами, такими как ртуть, а также тяжелые травмы мозга.
  • Социально-педагогическая запущенность, которая хотя и не служит непосредственной причиной умственной отсталости, тем не менее резко усиливает влияние всех вышеописанных факторов.

Можно ли лечить умственную отсталость?
Исходя из того, что олигофрения по своей сути является скорей не болезнью, а патологическим состоянием , которое клинически проявляется гораздо позже момента воздействия повреждающего фактора, основные усилия должны быть профилактическими, то есть быть направленными на борьбу с причинами раннего повреждения мозга. Другими словами, легче и целесообразней предотвратить умственную отсталость, чем впоследствии пытаться воздействовать на уже неполноценный мозг. Тем не менее ребенку с олигофренией можно помочь. Современные методы реабилитации сводятся преимущественно к обучению и воспитанию, то есть выработке, исходя из возможностей ребенка, необходимых для жизнедеятельности навыков. Лечение психофармакологическими средствами может применяться как дополнительный метод, особенно при наличии осложнений, например, поведенческих расстройств.

 
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ

Состояния, относимые к задержкам психического развития (ЗПР), являются составной частью более широкого понятия - " пограничная интеллектуальная недостаточность". Они характеризуются прежде всего:
  1. замедленным темпом психического развития;
  2. негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении;
  3. тенденцией к компенсации и обратному развитию;
  4. личностной незрелостью;
Эти состояния отличаются от умственной отсталости - олигофрении, при которой отмечаются тотальность, стойкость и необратимость психического дефекта, а ведущим признаком является нарушение собственно интеллектуальной деятельности, особенно абстрактного компонента мышления.
Одним из вариантов задержек развития является так называемый психический инфантилизм , который характеризуется психической незрелостью, особенно выраженной в эмоциональной и волевой сферах. Эта незрелость редко бывает заметна в дошкольный период, зато может явиться источником серьезных проблем с момента поступления ребенка в школу. Деятельность таких детей отличается преобладанием эмоций, игровых интересов и слабостью интересов интеллектуальных. дети не способны к занятиям требующим волевого усилия, не могут организовать свою деятельность подчинить ее требованиям школы. Все это создает феномен " школьной незрелости", выявляющейся с началом обучения.
Кроме инфантилизма, выделяют ряд других вариантов задержек психического развития, из которых стоит отметить задержки, возникающие при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности, таких как речь, психомоторика, механизмы , определяющие выработку так называемых школьных навыков (чтение, счет, письмо). В связи с этим выделяют задержки речевого развития, чтения, письма, счета .

Каков прогноз при задержках развития?
Прогноз при подобных состояниях зависит от причины, вызвавшей их. При неосложненных формах ЗПР, особенно при инфантилизме, прогноз можно считать довольно благоприятным. С возрастом , особенно при правильно организованном воспитании и обучении, черты психического инфантилизма могут сглаживаться вплоть до полного исчезновения, а интеллектуальная недостаточность - компенсироваться. Наиболее положительные сдвиги выявляются к 10 - 11 - летнему возрасту. Если в основе задержек психического развития лежит какая-либо серьезная органическая недостаточность центральной нервной системы, все зависит от степени выраженности основного дефекта и проводимых реабилитационных мероприятий.

Чем можно помочь ребенку с задержкой психического развития?
Первый шаг - своевременное выявление задержки психического развития. Как правило, эта патология выявляется сначала врачами детских поликлиник. Они направляют на консультацию к специалисту узкого профиля - детскому психиатру, логопеду или психологу. Одним из методов реабилитации может служить посещение детьми специализированных групп в детских садах (группы для детей с задержками психического развития либо логопедические группы). Там с ними занимаются специалисты - логопеды, дефектомлоги, а также воспитатели, имеющие специальную подготовку. Направить ребенка в такое учреждение может только медико-педагогическая комиссия - МПК.
Естественно, усилия педагогов и врачей должны подкрепляться домашней работой родителей с детьми. Стоит еще раз подчеркнуть, что при надлежащем внимании родителей к данной проблеме, задержки психического развития имеют тенденцию к сглаживанию и даже полному исчезновению к школьному возрасту. Если какие-то элементы задержки развития сохраняются до момента поступления в школу, то ребенок может обучаться в специализированном классе с адаптированной программой, не испытывая при этом существенных проблем, что важно для формирования адекватной самооценки и самоуважения.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

Синдром Дефицита Внимания - распространенное заболевание детского возраста, которое обычно характеризуется такими серьезными и длительно сохраняющимися симптомами как сниженная способность к длительной концентрации внимания, слабый контроль над импульсами, гиперактивность (не во всех случаях). Синдром дефицита внимания (СДВ) также имеет подтип, который характеризуется гиперактивностью.
СДВ - это заболевание со сложной структурой. Оно поражает, по разным оценкам, от 3 до 6 % населения. Нарушения внимания, импульсивность и зачастую гиперактивность являются типичными признаками заболевания. У мальчиков эта патология обнаруживается в три раза чаще чем у девочек, хотя считается, что у последних этот синдром диагносцируется неоправданно редко.

Каковы основные симптомы СДВ?
У ребенка не исключено наличие синдрома дефицита внимания, если он:

  • чрезмерно возбудим или постоянно выглядит взбудораженным
  • неусидчив
  • отвлекаем
  • не может дожидаться своей очереди в играх
  • "залпом" выпаливает ответы на вопросы
  • испытывает серьезные трудности в следовании инструкциям
  • не может долго концентрировать внимание на чем-либо
  • склонен слишком часто переходить от одной деятельности к другой
  • не может играть в спокойные игры
  • часто бывает чрезмерно болтливым
  • постоянно перебивает других
  • не слушает того, что ему говорят
  • часто теряет вещи
  • склонен участвовать в опасных играх

Каковы причины развития СДВ?
Пока не доказано существование единой причины для всех случаев синдрома дефицита внимания. Основные современные гипотезы включают:
  1. Наличие генетической предрасположенности (эта теория располагает самыми убедительными доказательствами).
  2. Повреждение головного мозга вследствие травмы, например, при затяжных родах
  3. Токсическое повреждение ЦНС, например, бактериальными или вирусными токсинами, алкоголем (если мать его употребляла во время беременности)
Существует мнение, согласно которому пищевая аллергия также может привести к развитию синдрома дефицита внимания. Это не доказано с научной точки зрения, хотя есть доказательства того, что специально подобранная диета может уменьшать проявления СДВ.

Каков долговременный прогноз при этом заболевании?
Современные данные говорят о том, что СДВ - длительно протекающее и трудноизлечимое состояние. У многих детей с возрастом могут значительно уменьшаться явления гиперактивности.
Считается, что недиагносцированный и нелеченный СДВ повышает риск возникновения таких проблем как трудности в обучении, заниженная самооценка, социальные и семейные неурядицы. Взрослые люди с нелеченным с детстве синдромом дефицита внимания чаще разводятся, чаще испытывают проблемы с законом, чаще прибегают к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

Какие существуют виды лечения СДВ?
Нет единого метода лечения, который сразу позаолил бы решить все проблемы. Применяется системный, разносторонний подход, который включает в себя следующие методы (но не ограничивается ими)

  • Медикаментозная терапия
  • Обучение ребенка и его родителей различным методикам контроля за поведением
  • Создание специального "поддерживающего" окружения
  • Специфическая диета (этот метод признан не всеми)
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

Наиболее яркими проявлениями синдрома раннего детского аутизма являются следующие.
Аутизм как таковой, то есть предельное, "экстремальное" одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей.
Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни. Выражается в сопротивлении малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страхе перед ними, в поглощенности однообразными действиями - двигательными и речевыми: потряхивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков и фраз. Характерно пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними, захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре.
Нарушение развития речи , прежде всего ее коммуникативной функции. Речь у таких детей не используется для коммуникации. Так, ребенок может увлеченно декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям даже в самых необходимых случаях. Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов и фраз). Отмечается длительное отставание способности правильно использовать в речи личные местоимения - ребенок может называть себя "ты", "он". Такие дети не задают вопросов и могут не отвечать на обращения, то есть, избегать речевого взаимодействия как такового.

Как часто встречается детский аутизм?
Это - достаточно редкое заболевание. Оно встречается с частотой 3-6 на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Каковы причины развития раннего детского аутизма?
К настоящему времени выявлено более 30 факторов, которые могут привести к формированию синдрома раннего детского аутизма. Полагают, что этот синдром является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, органическим поражением нервной системы (в результате патологии беременности или родов), рано начавшимся шизофреническим процессом.

Можно ли лечить данное состояние?
Лечение раннего детского аутизма является весьма сложной задачей. На ее решение направлены усилия целой "команды" специалистов, которая в оптимальном варианте должна включать детского психиатра, психолога, логопеда, дефектолога и, естественно, родителей ребенка. Основными направлениями лечебного воздействия являются:

  • Обучение навыкам общения
  • Коррекция нарушений речи
  • Упражнения, направленные на развитие моторики
  • Преодоление интеллектуального недоразвития
  • Разрешение внутрисемейных проблем, которые могут препятствовать полноценному развитию ребенка
  • Коррекция психопатологических симптомов и нарушений поведения - при их наличии. Достигается применением специальных фармакологических препаратов.

Главная страница | Болезни | Наверх

Hosted by uCoz